**Механическая коробка передач (КПП) автомобиля ВАЗ**
**Конструкция:**
* Трех- или пятиступенчатая КПП с задней передачей
* Находится между двигателем и задним мостом
* Состоит из корпуса, первичного и вторичного валов, шестерен, синхронизаторов и других элементов
**Первичный вал:**
* Соединяется с коленвалом двигателя через сцепление
* Имеет шестерни для постоянного зацепления со вторичным валом и синхронизаторы для переключения передач
**Вторичный вал:**
* Передает мощность на дифференциал и далее на колеса
* Имеет шестерни разного размера, соответствующие разным передаточным числам
**Синхронизаторы:**
* Устройства, которые обеспечивают плавное переключение передач путем выравнивания скорости вращения шестерен
**Переключение передач:**
* Водитель выбирает нужную передачу с помощью рычага переключения передач
* При нажатии на педаль сцепления первичный вал разъединяется с вторичным валом
* Рычаг переключения передач перемещает муфту синхронизатора, которая соединяет первичный вал с нужной шестерней на вторичном валу
* Когда скорости вращения выравниваются, муфта полностью входит в зацепление, и передача включается
**Передаточные числа:**
* Каждая передача имеет свое передаточное число, которое определяется отношением числа зубьев на шестерне вторичного вала к числу зубьев на шестерне первичного вала
* Передаточные числа обеспечивают различные соотношения скорости и крутящего момента, необходимые для различных условий движения
**Расположение:**
* КПП расположена в нижней части автомобиля, обычно под двигателем
* Соединяется с двигателем через сцепление, а с задним мостом — через карданный вал
**Функции:**
* Передает мощность от двигателя на колеса
* Обеспечивает изменение передаточного числа для соответствия различным условиям движения
* Предоставляет возможность движения задним ходом