**Механическая коробка передач (МКПП)**
**Принцип работы:**
* Крутящий момент от двигателя передается на первичный вал коробки передач через сцепление.
* Внутри коробки передач имеются зубчатые колеса разных размеров, расположенные на нескольких валах.
* Для переключения передач используется рычаг переключения, который перемещает вилки переключения для взаимодействия с муфтами и зубчатыми колесами.
* Муфты соединяют зубчатые колеса с валами, передавая крутящий момент при определенной передаче.
**Основные компоненты:**
* **Корпус:** Окружает и защищает внутренние компоненты.
* **Первичный вал:** Передает крутящий момент от сцепления на вторичный вал.
* **Вторичный вал:** Передает крутящий момент на выходной вал, соединяющий коробку передач с трансмиссией.
* **Промежуточный вал (не во всех коробках передач):** Расположен между первичным и вторичным валами, поддерживает передачу крутящего момента на разные передачи.
* **Зубчатые колеса:** Имеют разное количество зубцов для создания различных передаточных отношений.
* **Муфты:** Соединяют зубчатые колеса с валами.
* **Вилки переключения:** Перемещают муфты для переключения передач.
* **Рычаг переключения передач:** Управляет вилками переключения.
* **Выходной вал:** Передает крутящий момент на трансмиссию.
* **Синхронизаторы (не во всех коробках передач):** Сглаживают вращение между зубчатыми колесами, облегчая переключение передач.
**Типы механических коробок передач:**
* **Стандартная:** 4- или 5-ступенчатая коробка передач, распространенная на большинстве легковых автомобилей.
* **Синхронизированная:** Зубчатые колеса синхронизируются, что позволяет легко переключать передачи.
* **Несинхронизированная:** Сильная физическая сила требуется для переключения передач, и требуется соответствие оборотов двигателя.
* **Многоступенчатая:** Имеет более трех ступеней, что обеспечивает более эффективную передачу мощности.