**Схема МКПП с 5 передачами**
**Входной вал:**
* На него надевается сцепление.
* Передает крутящий момент от двигателя к валам.
**Выходной вал:**
* Выводит крутящий момент на карданный вал.
* Соединяется со входным валом через шестерни.
**Ведущий вал:**
* На нем есть шестерни 1-й, 2-й, 3-й и 4-й передач, которые постоянно зацеплены с соответствующими ведомыми шестернями.
**Ведомый вал:**
* На нем есть шестерни всех передач, кроме 5-й.
* Соединяется с выходным валом через муфты.
**Муфты:**
* Соединяют ведомый вал с шестернями ведущего вала для включения определенной передачи.
**Вилки переключения:**
* Перемещают муфты вдоль валов, включая и выключая передачи.
**Рычаг переключения передач:**
* Соединен с вилками переключения и управляется вручную водителем.
**Работа МКПП:**
1. Водитель выжимает сцепление, отсоединяя двигатель от трансмиссии.
2. Водитель перемещает рычаг переключения передач, выбирая нужную передачу.
3. Вилки переключения перемещают муфты, соединяя нужную шестерню ведомого вала с соответствующей шестерней ведущего вала.
4. Ведомый вал начинает вращаться, передавая крутящий момент на выходной вал.
5. Водитель отпускает сцепление, передавая крутящий момент от двигателя на колеса.